Пресс-центр

Евгений Вазин: «Чувашия – в лидерах информатизации здравоохранения России»

Современное здравоохранение невозможно представить без информатизации медицинских учреждений. О том, как все начиналось, и о перспективах развития службы информатизации здравоохранения в Чувашии «Медицинскому вестнику» рассказал главный внештатный специалист по внедрению современных информационных систем Минздрава Чувашии, заместитель директора по вопросам информатизации  БУ «Медицинский информационно-аналитический центр» МЗ ЧР Е.В. Вазин. 

– Евгений Владимирович, с какого времени ведет отсчет информатизация здравоохранения Чувашской Республики?

– Информатизации здравоохранения уже более 25 лет. Началось все с того, что в 1993 г. в Чувашии для эффективного управления здравоохранением была создана Медицинская информационная система (МИС) «Статистика». Первый этап информатизации не обошелся без трудностей. Создать централизованную систему не позволяли и отсутствие каналов связи, и низкая оснащенность компьютерами, поэтому информатизация была дискретной (частичной), развивавшейся в отдельных медицинских организациях. Помимо этого, никаких методик по информатизации не было, и ее развитие пошло простым и очевидным путем, который заключался в переводе бумажных, рукописных документов (амбулаторных карточек, справок, отчетов) в цифровые аналоги. Фактически, компьютер использовался только как электронная печатная машинка для формирования медицинских документов, статистики. То есть статистические выкладки и различные срезы данных хранились в текстовых файлах. Такая работа была крайне неэффективна, не только с точки зрения организации труда, но и с точки зрения самой идеи информатизации. Поскольку для того, чтобы компьютер мог проанализировать информацию, она должна быть в полях баз данных, выделить нужную информацию из неструктурированных данных машине сложно. Кстати, отголоски той «информатизации» есть и сейчас, ведь необходимые данные из старых документов можно вычленять только вручную. Но для того, чтобы вся рутинная аналитика (анализ показателей различных исследований, постановка по их итогам пациента на диспансерный учет) проводилась компьютерами, нужна совершенно другая организация данных в системе. И постепенно медицинские учреждения перешли к созданию структурированных данных.

В 2003-2010 гг. в республике шла реализация Стратегического плана реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в России. В медицинских учреждениях появлялись информационные системы, которые позволяли автоматизировать некоторые медицинские процессы. Однако эти системы были локальные и не выходили за пределы организации. Первыми появились информационные системы «Льготное лекарственное обеспечение», «Дополнительное лекарственное обеспечение», «Учет жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», «Электронное расписание работы врачей по больницам».

– Что было сделано на следующих этапах информатизации?

– Второй этап информатизации начался с принятия ряда важных программ. Правительством Российской Федерации в 2011 г. была утверждена Концепция создания Единой государственной информационной системы в здравоохранении (ЕГИСЗ), были учреждены республиканские программы «Развитие здравоохранения», «Информационное общество Чувашии», «Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики 2011-2013 гг.», которые способствовали формированию полноценной инфраструктуры здравоохранения Чувашии.

В республику были поставлены терминальные сервера, персональные компьютеры, принтеры, прикладное программное обеспечение, что позволило организовать около 5000 автоматизированных рабочих мест, создать Центр обработки данных (ЦОД) и выстроить защищенную медицинскую сеть передачи данных. Благодаря чему к 2012 г. была сформирована Республиканская медицинская информационная система (РМИС), образованная на принципах унификации программного обеспечения и объединившая все учреждения здравоохранения Чувашской Республики в единое информационное пространство.

Информатизация – это ведь не только «железо» и программы, это процесс, в который вовлечены люди. Неявной, но важной задачей первых этапов информатизации стало приобретение медицинскими работниками опыта работы с компьютером, их выход на новый уровень обработки медицинской информации. Врачи поняли, что компьютер объективно облегчает их труд, хотя сегодня они все еще жалуются, что не хватает времени на пациентов, потому что нужно за время приема успеть все данные внести в компьютер. Я соглашусь – такая проблема существует, если система ведения данных организована неправильно! По сути информация должна вводиться один раз и затем использоваться многократно. К сожалению, в различные модули нашей информационной системы некоторые данные действительно надо вводить отдельно либо вручную, либо копированием. То есть, происходит дублирование действий, что в разы снижает эффективность труда медицинского персонала. Ну, и, кроме того, есть симптом переходного периода, когда пришли новые цифровые технологии, но при этом еще не ушли старые бумажные. Отсюда и двойная нагрузка на людей.

Значимым событием второго этапа развития информатизации стало подписание между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики Соглашения о взаимодействии в сфере развития ЕГИСЗ в 2015-2018 гг. В связи с этим был утвержден республиканский План мероприятий (дорожная карта), а в медицинских организациях Чувашии – планы по развитию компонентов РМИС. Именно тогда особое внимание было направлено на повышение эффективности управления путем информатизации процессов планирования расходов, контроля соблюдений госгарантий и качества предоставляемых услуг, повышение вовлеченности населения путем внедрения сервисов для пациента. Реализация плана подразумевала развитие инфраструктуры и программного обеспечения РМИС, а также интеграцию с федеральными информационными ресурсами. Наша республика отлично справилась с этой работой. В 2018 г. мы заняли 2 место в стране по выполнению дорожной карты цифровизации с показателем 93%!

– Какова сейчас инфраструктура отрасли?      

– С принятием в России национального проекта «Здравоохранение» в 2019 г. начался третий этап развития информатизации в Чувашии, его задачи и цели более расширены. Хочу отметить, что наша инфраструктура достаточно развита. На сегодняшний день обновлены все автоматизированные рабочие места врачей во всех медицинских организациях республики. Все они охвачены сетью на основе оптоволоконных каналов передачи данных, включая офисы врачей общей практики (ОВОП). Ведется работа по подключению к высокоскоростному интернету фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). К концу нынешнего года сетью интернет будут охвачены все 519 ФАПов республики, которые, как и 21 мобильный ФАП, подключатся к РМИС. 

РМИС размещена на мощностях Регионального центра обработки данных (РЦОД), функции которого возложены на Центр информационных технологий (ЦИТ) Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики. Операто­ром РМИС является Медицинский информационно-аналитический центр Минздрава Чувашии (МИАЦ) – он обеспечивает бесперебойную работу информационных систем, безопасность информационного обмена, в том числе непрерывную защиту от несанкционированного доступа к РМИС. В функции МИАЦ входит подключение пользователей и обеспечение им круглосуточного доступа к РМИС, консультационная поддержка по техническим вопросам.

– Каковы компоненты РМИС?

– Медицинская информационная система, как я уже говорил, исторически зарождалась как медицинская статистика. Сегодня ее функционал гораздо шире. Она условно включает в себя 4 основные подсистемы.

В первую группу входят медицинские информационные системы (ИС): «Электронная медицинская карта пациента» (ЭМК), «Лабораторные исследования», «Телемедицина», «Центральный архив медицинских изображений» (ЦАМИ), сделанных на аппаратах КТ, УЗИ, рентген, радиоизотопной диагностики, маммографе, флюорографе.

 Ко второй группе относятся ИС медицинского сервиса, которые помогают управлять потоками пациентов: «Электронная регистратура» (запись на прием к врачу, лабораторные и другие диагностические исследования), «Управление госпитализацией», «Автоматизированная система управления службы «03» (АСУ 03), «Информирование пациентов», «Льготное лекарственное обеспечение» (ЛЛО), «Персонифицированный учет лекарственных препаратов» (ПУЛП), «Электронные рецепты». Относительно новыми компонентами РМИС являются «Диспансерное наблюдение» и «Вакцинопрофилактика». Они дополняют организованное единое информационное пространство соответствующими ме­дицинскими дан­ными и обеспечивают планирование профилактических мероприятий (посещений, осмотров, диагностических манипуляций и вакцинации) на основе персонифицированного подхода.

Третья группа охватывает специализированные регистры пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, например, такие, как регистр беременных, онкологических больных, кардиорегистр и так далее.

Четвертая группа состоит из управленческих ИС. К ним относятся «Централизованная система кадрового учета», «Республиканский архив медицинских документов» (выписки, эпикризы, электронный лист нетрудоспособности), «Федеральный регистр медицинских работников/федеральный реестр медицинских организаций».

При помощи единой ИС «Управление кадровыми ресурсами медицинских учреждений» (1С:Кадры) во всех учреждениях здравоохранения обеспечен 100% учет всех медработников и административно-хозяйственного персонала. Также разработан модуль по анализу срока действия сертификата медицинского персонала, который позволяет в режиме реального времени получать сведения о сертификатах, срок действия которых истекает, и дает возможность руководителям оперативно направлять сотрудников на курсы повышения квалификации. Институту усовершенствования врачей и медицинскому колледжу это дает возможность планировать формирование групп обучения по конкретным специальностям.

В рамках совершенствования электронного документооборота во всех медицинских организациях внедрена «Единая унифицированная Информационная система статистических отчетных данных» (ИССОД). С ее помощью в режиме реального времени автоматически формируются оперативные ежесуточные, еженедельные/ежемесячные и утвержденные квартальные и годовые отчетные формы федерального/регионального статистического наблюдения о состоянии здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.

– Давайте расскажем о действующих компонентах подробней.

– Одними из первых, как я уже упоминал, были разработаны программы обеспечения населения льготными лекарственными препаратами. На решение этих задач работают 2 модуля – «Льготное лекарственное обеспечение» (ЛЛО) и «Персонализированный учет лекарственных препаратов» (ПУЛП). Теперь весь процесс автоматизирован от выявления потребности льготной категории граждан и формирования заявки медицинской организацией на закупку лекарственных препаратов до выписки льготного электронного рецепта и контроля реализации программ льготного лекарственного обеспечения. Сегодня во всех поликлиниках выписывают и передают в электронном виде рецепты в аптечные пункты сети «Фармация», сотрудники которых имеют доступ к модулю ЛЛО РМИС и могут подтверждать выписки льготного рецепта. Смежный сервис ПУЛП помогает в формировании потребности конкретного препарата по всей республике, а также в обеспечении граждан дорогостоящими лекарствами. С его помощью ведется учет граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и тканей. В подсистеме ПУЛП также реализован функционал загрузки писем Росздравнадзора и проверки лекарственных препаратов на подлинность, так как в 2020 г. была запущена система маркировки лекарств, позволяющая отслеживать движение лекарственных препаратов и обеспечить граждан безопасными и эффективными лекарствами.

– Что включают в себя модули по медицинским архивам?

– В Чувашии функционируют 5 централизованных клинико-диагностических лабораторий. Все этапы лабораторных исследований автоматизированы: первичная регистрация пациентов, формирование заказов на проведение исследований, штрихкодирование первичных проб пациентов, работа с медицинскими анализаторами, получение итоговых результатов исследований, учет оказываемых лабораторией медицинских услуг и полученных денежных средств. Сейчас создается архив лабораторной информационной системы.

В результате расширения интеграционных возможностей ИС «Региональный архив медицинских документов» с подсистемами РМИС и ЕГИСЗ обеспечен обмен данными не только между медорганизациями (результатов радиологических исследований, сведений о проведенной вакцинации и т.д.), но и организована передача амбулаторного, стационарного эпикризов, лабораторных исследований в федеральный сегмент. Что чрезвычайно важно для работы врачей в телемедицинских консультациях!

Нашими специалистами также проведена большая работа по модернизации ИС ЦАМИ. До этого архив инструментальных исследований был, по сути, только хранилищем изображений. Механизмы сортировки были ручные или полуавтоматические, поэтому что-либо отыскать там было довольно трудно. В новой системе предусмотрена автоматическая идентификация пациента и привязка результатов исследований к ЭМК пациента. Сегодня ЦАМИ содержит порядка 1,8 млн результатов исследований и функционирует в 39 медицинских организациях.

– Как функционирует электронная медицинская карта пациента?

– 44 медицинских учреждения республики активно работают с электронной медицинской картой. На каждого жителя республики создана уникальная ЭМК (около 1,21 млн ед.). В ней фиксируются абсолютно все случаи обращения и все факты оказания медицинской помощи, наблюдение за здоровьем пациента от самого рождения. Это так называемый цифровой паспорт здоровья. Открывая ЭМК пациента, врач видит данные о проведенных лабораторных и аппаратных исследованиях, может ознакомиться с заключениями и назначениями всех специалистов, узнать, находится ли пациент под диспансерным наблюдением в связи с заболеванием.

Важно подчеркнуть, что реализована возможность доступа к ЭМК пациента врачам разных специальностей и разных медицинских организаций. Это также избавляет пациентов от проблем в случае потери ими какого-то исследования или рекомендаций специалистов третьего уровня оказания медицинской помощи. Внедряются технологии, позволяющие вводить и обрабатывать необходимую информацию в любом месте. Например, с помощью планшета при посещении больных на дому. В 2020 г., в рамках создания единого цифрового контура, врачи первичного звена в Чувашии получили более 840 планшетов.

Сведения об оказании медицинской помощи по полису обязательного медицинского страхования (ОМС) загружаются на Единый портал государственных услуг (ЕПГУ). Теперь уже любой житель республики может ознакомиться с историей своих визитов к врачам, результатами исследований и анализов в личном кабинете «Мое здоровье» портала ЕПГУ. Пока еще здесь не вся ЭМК, но частично она уже доступна пациентам.

– Как развивается электронная регистратура?

– С момента запуска системы в январе 2008 г. жители республики воспользовались сервисом более 25 млн раз. Из них почти 9 млн записей совершено через Интернет, то есть без обращения в медорганизацию. Тратится намного меньше времени на регистрацию: при введении пациентом номера медицинского полиса в электронный талон вся необходимая информация автоматически вводится в форму и медрегистратору остается только подтвердить данные пациента, что сокращает очередь в регистратуру, очередь звонков в Call-центр.

С 1 марта 2020 г. для пациента доступ к электронной регистратуре стал осуществляться только через ЕПГУ. В личном кабинете «Мое здоровье» ЕПГУ появились сервисы записи на плановые профилактические медосмотры, на проведение диспансеризации и вызов врача на дом.

Для служебного пользования разработан модуль, позволяющий выявлять проблемы в электронной регистратуре и улучшать управление потоками больных, оптимизировать расписание приема врачей.  К сожалению, многие проблемы доступности специалистов лежат не в плоскости электронной регистратуры, а нехватке врачей и в организационной работе.

– Как выстроена в республике телемедицина?

– Это одно из новых веяний, которому пандемия коронавируса придала взрывное развитие. Чувашия вошла в пилотный проект Минздрава России по телемедицине в 2017 г. На сегодня проведено более 36 тысяч консультаций регионального уровня, из них почти 32 тысячи – плановые. В 2020 году более 1800 пациентам оказана медицинская помощь благодаря телемедицинским консультациям с федеральными клиниками.

Опыт создания и развития республиканской телемедицинской сети показателен тем, что сегодня 100% медицинских организаций имеют возможность проведения телемедицинских консультаций. Центральные районные и городские больницы работают с межрайонными медицинскими центрами (2 уровень оказания медицинской помощи), а те, в свою очередь, – с республиканскими учреждениями (3 уровень).

А республиканские клиники связываются с федеральными. К примеру, Республиканский клинический онкологический диспансер сотрудничает с РОНЦ имени Н.Н. Блохина, Республиканская клиническая больница – с НМИЦ хирургии имени А.В.Вишневского, НМИЦ трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова, Республиканский кардиологический диспансер – с НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н.Бакулева, НМИЦ кардиологии, НМИЦ имени В.А. Алмазова. ИС «Телемедицинские консультации» интегрирована с РМИС, что позволило повысить оперативность и доступность высококвалифицированной медицинской помощи жителям республики, а также эффективность взаимодействия специалистов друг с другом.

В России и в Чувашии пока еще телемедицинские консультации проходят в режиме «врач-врач», хотя уже нарабатывается опыт в режиме «врач-пациент». В 2020 г. необходимым оборудованием были оснащены офисы и отделения врача общей практики, а в 2021 г. будут оснащены и ФАПы. В планах – обеспечить запись пациентов из районов на консультативный прием в медорганизации 2 и 3 уровня. И эффективней всего это можно будет реализовать именно с помощью телемедицинских технологий.

– Как идет модернизация скорой помощи в республике в рамках внедрения информационных технологий?

– Чувашия одна из первых в России централизовала скорую помощь в одной медорганизации. С учетом цифровизации это открыло новые возможности. В службе организована «Автоматизированная система управления службы «03» (АСУ 03) с единым центром мониторинга автотранспорта службы в режиме on-line. Уже более трех лет (с 1 апреля 2018 г.) звонящий по номеру «03» из любой точки Чувашии попадает в единый Сall-центр, расположенный в Чебоксарах. Автоматическая система приема вызовов на базе программной АТС распределяет звонки между операторами. Благодаря этому время ожидания ответа в 97 из 100 случаев составляет менее 30 секунд (норматив Минздрава РФ).

Весь транспорт службы оснащен бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на базе многофункциональных приемных устройств. Бригады скорой помощи используют планшеты. Вызов пациента интегрирован с мобильным устройством бригады, которая может прослушивать вызов, идентифицировать пациента с точки зрения истории болезни, просмотрев его данные в ЭМК. А каждому пациенту, который вызвал скорую помощь, на мобильный телефон приходит смс-оповещение. В нем уточняется, когда выехала бригада скорой помощи, а также сообщается контактный номер, по которому можно напрямую связаться с сотрудниками бригады и получить инструкцию по оказанию первой помощи. 

Единое информационное пространство дает возможность отправить вызов той бригаде, которая свободна и ближе к пациенту, с учетом ее категорийности (врачебная, фельдшерская, реанимационная, психиатрическая). Результатом стало сокращение времени прибытия на вызов до 11,3 мин. (норматив Минздрава РФ – 20 мин.). Своевременность прибытия бригад скорой медицинской помощи составила 98%. Это важный момент, ведь зачастую вовремя оказанная медицинская помощь – это спасение жизни пациента! Отмечу, что работа службы скорой помощи республики вошла в список лучших практик в России!

– В 2018 г. врачи получили электронную цифровую подпись, как ее применяют сейчас?

– Электронная подпись (ЭП) является аналогом собственноручной подписи сотрудника и применяется при оформлении юридически значимых медицинских документов в электроном виде – при выписке льготных лекарств, электронных больничных листов. Она необходима для ведения электронного медицинского документооборота, упрощает учет бланков строгой отчетности.

 Кроме того, ЭП дает возможность полной идентификации врача, который заходит в информационную систему: все совершаемые им действия (какую карточку открыл, что смотрел, что изменил) записываются в логи. Это создает прозрачность действий, и защищает как врача, так и пациента.

– Как в отрасли реализуется межведомственное взаимодействие?

– Сегодня оно осуществляется между информационными системами Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС), Федерального Фонда социального страхования (ФСС), Главного бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике Минтруда РФ (ГБ МСЭ), Пенсионного фонда России (ПФР) и включает в себя обмен необходимыми электронными документами и информацией между структурами для предоставления государственных и муниципальных услуг. Такое информационное взаимодействие является приоритетным, потому как повсеместно вводится электронный документооборот. Проделанные ме­роприятия позволили повысить прозрачность и управляемость многих процессов в отрасли.

Разъясню на примере межведомственного взаимодействия при оформлении индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА). Данный документ состоит из пяти частей, где самым объемным является медицинский раздел. В нем описаны все необходимые процедуры для реабилитации или поддержания здоровья. Для формирования ИПРА инвалида (взрослого или ребенка) осуществляется обмен медицинскими документами в электронном виде между медорганизациями Чувашии и ГБ МСЭ.

В связи с переходом с 2017 г. на оформление листка нетрудоспособности в форме электронного документа, проведены работы по интеграции сервисов ФСС и РМИС. Были созданы основные механизмы оформления и подписания электронных больничных с помощью усиленной квалифицированной подписи сотрудников медорганизаций. Такой подход имеет ряд неоспоримых преимуществ: снижает бумажный документооборот и делает обмен информацией более прозрачным и оперативным. У работников нет необходимости хранить документ и относить его в бухгалтерию по месту работы. Также облегчается взаимодействие работодателя с региональным отделением ФСС.

– В последние два года информатизация здравоохранения России вступила в новый этап, появился национальный проект в этой сфере, что он дает?

– Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» (ЕЦК) призван обеспечить должную реализацию других 7 федеральных проектов национального проекта «Здравоохранение» – «Развитие первичной медико-санитарной помощи», «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи», «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий», «Развитие экспорта медицинских услуг», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Борьба с онкологическими заболеваниями». С 2019 по 2024 гг. на реализацию проекта выделяется более 170 млрд руб.

Единая государственная информационная система обеспечивает единый цифровой контур в сфере здравоохранения, взаимодействуя с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций, с ЕПГУ и его сервисами для граждан.

ЕГИСЗ включает 13 подсистем, в том числе федеральные регистры медицинских работников и организаций, электронную регистратуру и интегрированную электронную медицинскую карту, реестр электронных медицинских документов, подсистему ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан. Кроме того, в ЕГИСЗ войдут подсистемы мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, а также подсистема мониторинга и контроля в сфере госзакупок лекарственных препаратов.

Предполагается, что к 2024 г. по всей России заработает система электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением. В личном кабинете пациента «Мое здоровье» на ЕПГУ будут доступны запись к врачу и на диспансеризацию, подача заявления на полис, а также медицинские документы.

Создание единого цифрового контура (ЕЦК), который объединит все медицинские организации страны вплоть до ФАПов, позволит решить три важные задачи: повысить эффективность управления системой здравоохранения, повысить качество оказания медицинской помощи, повысить информированность и вовлеченность населения путем внедрения соответствующих сервисов для пациентов.

– Какие задачи будет решать республика в рамках проекта ЕЦК?

– В Чувашии, которая приступила к активной информатизации отрасли значительно раньше некоторых субъектов России, как я уже говорил, часть работ была выполнена в предыдущие годы. Важнейшая задача в рамках ЕЦК – обновление платформы, на которой сейчас работает региональный сегмент ЕГИСЗ.

На реализацию регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ» в Чувашию из федерального бюджета в течение 6 лет (2019-2024 гг.) поступит более 1 млрд руб. Эти средства будут направлены на модернизацию РМИС: на создание новых и развитие функционирующих компонентов, а также обновление архитектуры и технологической платформы, основанной на современных вэб-технологиях.

Из этих средств в 2019 и 2020 гг. в целях модернизации инфраструктуры в медицинских организациях уже закуплено сетевое оборудование, компьютеры для АРМ врача, принтеры, для Республиканского центра обработки данных – сервера, системы обеспечения резервного питания, сетевое оборудование.

Целевое финансирование также направлено на обеспечение информационной безопасности медицинской информации и персональных данных, аттестацию системы на соответствие требованиям ФСТЭК и ФСБ. Поскольку взят курс на импортозамещение, будет осуществлен переход на софт, зарегистрированный в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это позволит минимизировать бюджетные расходы, выделяемые на лицензионное программное обеспечение.

Наша основная задача – объединить имеющуюся инфраструктуру медицинских организаций в единый цифровой контур с последующей передачей всех медицинских сведений на федеральный уровень в ЕГИСЗ.

– Можно ли говорить, что в республике сейчас возникает новая архитектура информационной системы?

– Да, совершенно новая. В настоящее время Минздравом России в адрес региональных государственных информационных систем выдвинуты требования по взаимодействию с ЕГИСЗ и формату предоставления медицинских данных. Сегодня мы ориентируемся на международный стандарт обмена медицинскими данными HL7:FHIR. Основная идея FHIR – создание базовых наборов услуг, которые будут доступны пакетом изначально, без дополнительных разработок. В данном стандарте около 200 готовых сервисов на все случаи жизни, касаются они пациентов, лекарственных препаратов, процесса лечения, медицинских организаций. Эти ресурсы удобны тем, что имеют в своем составе все необходимые механизмы.

Использование международного стандарта при перестроении архитектуры системы поможет нам отказаться от технологии терминальных клиентов и перейти на использование технологии веб-доступа. Это означает, что пользователи РМИС будут работать при помощи веб-браузера не только с компьютера, но и с любого мобильного устройства. Это удобно для врачей, которые занимаются обходом на участке и в отделениях стационара, так как они будут иметь полноценный доступ к информации, к полному пакету данных по любому пациенту через ЭМК.

Информационные системы также должны выстраиваться на основе стандартов нормативно-справочной информации (справочники врачей, лекарственных препаратов, лабораторных исследований, регистры пациентов), чтобы каждый участник этого процесса, будь то участковый врач или управленец из Минздрава, использовал единую унифицированную информацию. В правильно структурированной базе данных уже легко получать статистические и аналитические данные по всей медицинской деятельности в целом. Централизация, унификация и стандартизация информатизации приведет к повышению достоверности информации, а также к оперативности в работе.

– Каковы достижения службы?

– С удовольствием отмечу – нам есть чем гордиться – есть хорошие результаты. Остановлюсь на самых последних. Чувашская Республика в 2020 г. в рейтингах по цифровизации здравоохранения, составленных Минздравом России, заняла достойные места. По опыту внедрения Центрального архива медицинских изображений (ЦАМИ) вошла в ТОП-8 регионов России. В рейтинге по показателю доли медицинских организаций, использующих медицинские информационные си­стемы и обеспечивающие информационное взаимодействие с ЕГИСЗ заняла второе место среди регионов России. Мы на 1 месте в рейтинге по оформлению электронных направлений на прохождение медико-социальной экспертизы. И, наконец, республика вошла в ТОП-5 субъектов Российской Федерации по развитию цифровой зрелости в здравоохранении, заняв 4 строчку. Это большой, напряженный, кропотливый труд множества технических специалистов, программистов, управленцев, постановщиков задач в лице практикующих медиков. И всех их можно поздравить с этими достижениями!

– Какова ситуация с кадрами?

– Созданием и развитием информационных систем в здравоохранении республики занимается около 10 специалистов МИАЦ. Кроме того, у нас есть техподдержка этих информационных систем со стороны разработчика. Методологами при развитии РМИС являются практикующие медики, работающие в медучреждениях Чувашии. Нагрузка у всех колоссальная, поэтому выражаю благодарность всем участникам развития системы и реализации мероприятий в рамках ЕЦК!

В каждой медицинской организации работают от 1 до 3 системных администраторов, которые обеспечивают функционирование всей инфраструктуры: сетей, ПК, операционных систем на компьютерах. Именно здесь есть проблема нехватки кадров. И главная причина – высокая конкуренция на рынке IT-специалистов, лучшие из которых уходят в другие отрасли.

– Что дает информатизация врачу и пациенту?

– Врачу она создает удобства, доступ к информационным базам, помогает лучше анализировать, правильно ставить диагноз и, значит, правильно лечить пациента. Дает возможность повышать свою квалификацию через удаленные системы обучения, организовывать консультации с другими врачами, проводить консилиумы – телемедицина уже встроена в эту систему. Снижает объем бумажной работы.

Для пациента она создает комфортные условия получения медицинской помощи, удобную запись к врачам и на диагностические процедуры. Ему не нужно будет носить с собой рентгеновские снимки, бумажную документацию после различных исследований – все это будет сразу собираться в его ЭМК. Кроме этого, сразу можно будет видеть результаты своих анализов и назначения врача, а также контролировать предоставление медицинских услуг, получать различные справки и выписки в личном кабинете на ЕПГУ. Пациенты, находящиеся на диспансерном наблюдении, смогут в дальнейшем пользоваться телеконсультациями без визита к врачу.

– В рамках развития информатизации отрасли встал вопрос и о предоставлении электронных медуслуг, в чем это выражается?

– Сегодня Интернет стал привычной сферой жизни населения, и поэтому так важно развивать коммуникации в этом пространстве. В республике с 2009 г. работает медицинский портал «Здоровая Чувашия», который стал единой точкой входа на всю отрасль. Он включил в себя не только сайты всех государственных медорганизаций, входящих в систему Минздрава ЧР, но также и единственный в РФ портал главных специалистов Минздрава региона – это около 200 сайтов с единой инфраструктурой и дизайном, что облегчает гражданам поиск необходимой информации.

Медпортал позволил значительно повысить информированность пациентов о том, какие медуслуги они имеют право получить бесплатно в рамках закона о государственных гарантиях, сделать удобным и понятным посещение медорганизаций, минимизировать усилия по поиску расписания работы всех структурных подразделений, руководства больниц, телефонов горячих линий, получению иной важной информации. На всех сайтах портала созданы возможности обратной связи, реализовано предоставление консультативной помощи, другие интерактивные сервисы для пациентов. Информация о медработниках интегрирована с федеральным регистром врачей, и при любых изменениях сразу обновляется на сайте медорганизации.

Второй важной задачей проекта является популяризация здоровьесберегающих технологий, формирование новой информационной среды, которая активно вовлекает жителей республики в формирование здорового образа жизни, заставляет задуматься об увеличении срока жизни, следить за состоянием здоровья, обучаться методам его сохранения и восстановления, бороться с вредными привычками.

Более четырех миллионов посетителей портала и всех его сайтов за год характеризуют его востребованность у пациентов республики. Подчеркну, что в России аналога построения такой большой виртуальной региональной медицинской системы нет, и еще в 2011 г. Минздрав России признал наш портал лучшим Интернет-проектом отрасли.

– Каково будущее информатизации здравоохранения?

– Сегодня Президент России поставил задачу внедрить в медицину искусственный интеллект. Эти технологии позволяют не только анализировать данные в отрасли, но и помочь врачу в лечении пациентов. Сейчас идет формирование ИС «Системы поддержки принятия врачебного решения» (СППВР), позволяющей в значительной мере облегчить труд врача в диагностике, профилактике, лечении заболеваний и мониторинге состояния здоровья пациентов.

Таким образом, наша основная задача на ближайшее время заключается в увеличении времени общения врача с пациентом до 90%. А исполнение рутинной части осмотра должна проводиться «электронным ассистентом»!

– Ваши пожелания коллегам, медработникам и пациентам?

– В первую очередь всем хочу пожелать крепкого здоровья, коллегам – единства в команде, медицинским работникам – живого интереса к освоению новых технологий, пациентам – активнее пользоваться всеми возможностями цифровой трансформации для полноценной жизни.

Подготовила Н. Володина

Источник: «Медицинский вестник»

Дата публикации: 27.04.2021